§ 1-3. СЕРДЕЧНИК СТАТОРА
Сердечник статора собирают (шихтуют) из сегментов, изготовляемых методом холодной штамповки из электротехнической стали толщиной 0,5 мм как горячекатаной с содержанием кремния до 4% (Э41, Э42), так и холоднокатаной (Э310, Э320, ЭЗЗО).
Рис. 1-6. Сегменты сердечника статора: а) — основной; б) — дополнительный
Имеется четыре типа сегментов, из которых шихтуется сердечник: основные, дополнительные, крайние и вентиляционные. Примерно 90% всех сегментов сердечника статора составляют основные сегменты (рис. 1-6, а). Пазы на внешней дуге формы ласточкина хвоста предназначены для сборки сегментов на клинья-ребра корпуса статора. Пазы на внутренней дуге открытые, прямоугольной формы; они предназначены для стержней обмотки.
Дополнительные сегменты (рис. 1-6, 6), равные по площади половине основного сегмента (или какой-либо части его), необходимы для обеспечения перекроя одного слоя сегментов относительно другого и разъема статора на секторы.
Рис. 1-7. Вентиляционные сегменты сердечника статора: а) — основной; б) — дополнительный: 1 — сегмент; 2 — распорка, надеваемая на клин; 3, 4, 5, 6 — распорки специального профиля
Крайние сегменты имеют меньшую высоту зубцов и предназначены для обеспечения жесткости крайних пакетов. Их получают из основных сегментов путем обрубки по внутреннему радиусу.
Вентиляционные сегменты отличаются от основных тем, что к их плоскости приварены вентиляционные распорки высотой в 1 см, как показано на рис. 1-7. Они предназначены для образования радиальных вентиляционных каналов между пакетами сердечника статора, через которые проходит воздух, охлаждающий статор.
Зубцы вентиляционных сегментов немного короче и уже, чем у основных сегментов. Это сделано для того, чтобы они не выступали в паз, если их покоробит при приварке распорки.
После штамповки сегменты статора имеют на контуре вырубок грат (заусенцы), который в собранном сердечнике замыкает листы стали между собой, что вызывает дополнительные потери стали, ее повышенный нагрев и уменьшение к.п.д. Поэтому после штамповки сегменты проходят операцию «снятия грата» на гратоснимательном станке. Очищенные от грата сегменты покрывают масляно-смоляными или битумно-масляно-смоляными покровными лаками горячей сушки. Лаковая пленка, односторонняя толщина которой составляет примерно 0,05 мм, создает хорошую изоляцию между листами в собранном сердечнике и предохраняет листы стали от коррозии.
Процесс сборки сердечника на клинья-ребра корпуса статора очень трудоемок. Количество сегментов активной стали, например, для волгоградского гидрогенератора составляет 200 000 штук. Сборку производят вручную. При оптимальном количестве рабочих процесс сборки сердечника статора волгоградского генератора длится 20 суток. Сердечник статора в процессе сборки опрессовывается домкратами и в собранном виде удерживается от распушения нажимными гребенками, установленными по торцам сердечника, и стянутыми стяжными шпильками, как показано на рис. 1-8. Перед укладкой обмотки пазы статора тщательно осматривают, чтобы не было смещения отдельных листов стали, могущих повредить изоляцию обмотки. Углы зубцов тщательно запиливают, проверяют правильность расположения нажимных пальцев гребенок — они должны быть расположены точно по середине зубцов. Всю активную сталь продувают сухим сжатым воздухом и покрывают битумно-бензольным лаком.