§ 1-2. КОРПУС СТАТОРА
Корпус статора является конструктивной частью гидрогенератора и служит для крепления в нем сердечника статора с обмоткой. По условиям перевозки по железной дороге статоры с наружным диаметром, равным более 4 м, выполняют разъемными из двух, четырех или шести секторов, называемых соответственно двойками, четверками и шестерками.
Корпус статора (рис. 1-5) представляет собой конструкцию, сваренную из отдельных заготовок, вырезанных из толстолистового проката. Гибку заготовок выполняют на гибочных станках.
Рис. 1-5. Корпус статора
Корпус состоит из нескольких рядов горизонтальных полок, верхнего и нижнего поясов, связанных между собой распорными угольниками и ребрами жесткости. По наружной цилиндрической поверхности корпус закрывают обшивкой из листовой стали. В обшивке оставляют окна для выхода горячего воздуха из машины. В этих местах в гидрогенераторах устанавливают воздухоохладители. По обоим торцам секторов корпуса статора (двоек, четверок или шестерок) приваривают стыковые плиты. При помощи шпилек, вставленных в отверстия плит, два смежных сектора соединяют между собой. В разъемных статорах стыковые плиты должны плотно и точно прилегать друг к другу. Это обеспечивается соответствующей технологией их установки. Перед приваркой плиты предварительно обрабатывают, попарно сболчивают и заштифтовывают в плоскости разъема.
К полкам корпуса статора с внутренней стороны приваривают клинья-ребра по образующей цилиндрической поверхности. Внутреннюю сторону клиньев (сторона, противоположная месту приварки) обрабатывают по форме ласточкина хвоста для сборки на них сегментов стали сердечника статора.